18 февраля 2013, 10:31

Рунет перестанет быть анонимным

Новости

Зампред Госдумы Сергей Железняк рассказал «Ведомостям», что работает над законопроектом, позволяющим в случае совершения уголовного преступления с использованием интернета устанавливать личность подозреваемого пользователя, прикрывающегося анонимностью. По его словам, речь идет о том, чтобы обязать операторов связи и хостинг-провайдеров выдавать правоохранительным органам всю информацию об интересующем их пользователе, зарегистрированном на их сервере. Все цивилизованные ресурсы имеют системы верификации пользователя, утверждает Железняк, и, пока человек не совершил преступления, он может сам выбирать уровень приватности в сети, но, если он под подозрением, анонимность не должна быть препятствием для установления вины и привлечения к ответственности.

Чтобы мотивировать операторов и хостинг-провайдеров сотрудничать со следствием, депутат предлагает перенести ответственность за совершенное преступление на компании, отказывающиеся предоставить данные о пользователе. Если речь идет о сложных преступлениях с использованием ботнетов, то интернет-компании будут лишь технически помогать правоохранительным органам расследовать их, продолжает он, но о полной деанонимизации рунета речи нет. Законопроект будет готов к лету.

Операторы и хостеры и сейчас обязаны предоставлять информацию силовикам. На основании судебного решения мы предоставляем госорганам всю информацию, запрашиваемую госорганами, говорит представительница «Вымпелкома» Анна Айбашева: это касается и идентификации абонента по номеру или IP, и сведений о соединениях, трафике, платежах и т. п.

Законодательство уже обязывает операторов предоставлять в полном объеме доступную им информацию по запросу следственных органов, а в ряде случаев — по решению суда, сказала представительница МТС Валерия Кузьменко, но идентифицировать пользователя по его регистрациям на разных интернет-ресурсах или фиксировать его действия в сети оператор не имеет технической возможности.

Возможностей для взаимодействия правоохранительных органов, провайдеров и площадок и сейчас более чем достаточно, убеждена аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет более 100 компаний рунета) Ирина Левова. Операторы раскрывают по запросу любые необходимые для расследования данные и предоставляют спецслужбам доступ к трафику (в соответствии с требованиями системы оперативно-розыскных мероприятий — СОРМ), напоминает она; владельцы веб-ресурсов и хостинг-провайдеры тоже выдают им информацию при наличии достаточных оснований. Уже сейчас закон «О связи» обязывает операторов связи предоставлять всю информацию о пользователе для обеспечения оперативно-следственных действий, а Кодекс об административных правонарушениях предусматривает их ответственность за это, подчеркивает она. Левова считает, что правильно было бы и дальше использовать возможности действующего законодательства, вместо того чтобы навязывать интернет-провайдерам и интернет-ресурсам не свойственные им полномочия правоохранительных органов по выслеживанию преступников, возлагать на них связанные с этим затраты и устанавливать ответственность за нежелание и невозможность исполнять не свойственную им функцию.

В действующем законодательстве существуют механизмы установления личности пользователя и у правоохранительных органов есть ресурсы и возможности это сделать, говорит представительница «Яндекса» Татьяна Комарова, поэтому не очень понятно, что именно предполагается изменить, если речь не идет о полной деанонимизации, а ее реализацию довольно сложно представить, если учесть особенности взаимодействия в интернете, технические возможности его использования и принципы работы сети во всем цивилизованном мире. Если на провайдеров возложат дополнительные обязанности по полной идентификации пользователей и их действий в сети, а также дополнительную ответственность, то это может существенно изменить интернет-среду, ограничить возможности ее использования обычными пользователями, создать препятствия для интернет-бизнеса в России, резюмирует Комарова.

Источник: Ведомости

 

назад