04 мая 2017, 09:40

Проект программы «Цифровая экономика РФ» направлен на согласование в ведомства

Новости

Минкомсвязь на прошлой неделе направила в ведомства на согласование проект программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — итоговый документ должен быть рассмотрен правительством 11 мая.

Напомним, согласно поручению президента, правительству совместно с администрацией президента РФ поручено до 1 июня 2017 года разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза.

Рабочую группу Экономического совета при президенте Российской Федерации по направлению «Цифровая экономика» возглавляют два сопредседателя – помощники президента РФ Андрей Белоусов и Игорь Щёголев. Кроме них в состав рабочей группы входят еще 26 человек.

Согласно положению о рабочей группе, в её функции входит подготовка предложений президенту РФ по развитию и реализации цифровой экономики в России, определения подходов к цифровой трансформации рынков, формирование кадрового и научно-технического потенциала для развития цифровой экономики, совершенствование законодательства.

Как сказано в проекте, программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет цели и задачи развития цифровой экономики – экономического уклада, характеризующегося переходом на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

Программа устанавливает на период до 2025 года перечень вех, прохождение которых свидетельствует о достижении поставленных целей и задач развития цифровой экономики Российской Федерации. Как отмечается в документе, в настоящее время данные становятся новым активом, причем главным образом за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и использования для реализации новых идей.

Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития ИКТ и их использование в различных секторах экономики. Однако предусмотренные этими документами меры по цифровизации экономики не охватывают весь круг задач, которые необходимо решить для перехода на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех отраслях российской экономики, позволяющий говорить о создании цифровой экономики в Российской Федерации.

В проекте программы сформулированы цели и задачи в рамках восьми направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2025 года:

  1. Государственное регулирование
  2. Информационная инфраструктура
  3. Исследования и разработки
  4. Кадры и образование
  5. Информационная безопасность
  6. Государственное управление
  7. Умный город
  8. Цифровое здравоохранение


Документ содержит «дорожные карты» по каждому направлению, соответствующие мероприятия из них включаются в ведомственные планы мероприятий. Цели выполнения плана мероприятий по направлениям развития цифровой экономики:

Государственное регулирование

Сформирована новая регуляторная среда, обеспечивающая благоприятный правовой режим для возникновения и развития информационных технологий, недискриминационного доступа к данным и их обработки при условии обеспечения прав и законных интересов субъектов и владельцев данных, а также экономической деятельности, связанной с использованием ИКТ.

Информационная инфраструктура

  • Сети связи удовлетворяют потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса, граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями.
  • Система российских центров обработки данных обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных.
  • Создана эффективная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающую потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Исследования и разработки

Создана система поддержки поисковых, прикладных исследований цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающая технологическую независимость по каждому из направлений «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

Кадры и образование

  • Система трудовых отношений, нормативная и правовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан.
  • Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.
  • Система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды.
  • Реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов.
  • Российская Федерация является привлекательным местом для работы специалистов, в том числе иностранных, в области проектирования, производства и коммерциализации цифровых технологий.

Информационная безопасность

  • Созданы условия безопасного информационного взаимодействия субъектов в условиях цифровой экономики.
  • Созданы правовые основы безопасности в цифровой экономике.
  • Российская Федерация на международной арене является лидером в области информационной безопасности.

Государственное управление

  • Осуществлен переход на преимущественно дистанционное взаимодействие с государством. Административные процедуры предоставления услуг (функций) автоматизированы, оптимизированы, в определенных случаях типизированы. Государственные и муниципальные услуги для граждан и организаций предоставляются на основании данных государственных информационных систем, в проактивном режиме (с согласия заявителя), в реальном времени и по экстерриториальному принципу, в составе жизненных и деловых ситуаций, в том числе с использованием коммерческих сервисов. Правовые статусы могут быть получены через инфраструктуру электронного правительства.
  • Издержки организаций при предоставлении отчетности и взаимодействии с контрольно-надзорными органами снижены за счет перехода на дистанционное и электронное взаимодействие в рамках сбора и обработки данных по принципу однократного предоставления данных отчетности.
  • Повышена эффективность принятия решений за счет перехода на преимущественно электронный обмен документами (сведениями)
  • между госорганами, внедрения автоматизации определенных административных процедур и типовых процессов, системы автоматизированной поддержки принятия решений. Ряд государственных функций (данных) доступен организациям посредством использования открытых программных интерфейсов.
  • В Российской Федерации сформирована национальная инфраструктура цифрового доверия, созданы механизмы трансграничного обмена сведениями и документами внутри ЕАЭС.

Умный город

  • К 2025 году в Российской Федерации появится несколько десятков «умных» городов, то есть инновационных городов, которые внедряют комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущих поколений.
  • Созданы условия для тиражирования соответствующих «лучших практик» и технологий как на территории России, так и в странах ЕАЭС.
  • Создана инфраструктура и нормативная правовая базы для системного и устойчивого «умного» развития всех городов и агломераций.

Цифровое здравоохранение

  • Граждане РФ обеспечены доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.
  • Повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2025 году не менее чем на 30%), при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.
  • В России создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных стартап-компаний в этой области.

Источник:  D-russia

 

назад