Президент поручил правительству повысить качество оказания электронных услуг
НовостиВладимир Путин подписал поручение правительству принять меры по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме и исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении таких услуг.
Как ранее сообщал D-Russia.ru, по итогам встречи с участниками первого российского форума «Интернет экономика», состоявшегося 22 декабря 2015 года, Владимир Путин подписал перечень поручений № Пр-168. Пунктами 13 и 14 перечня поручений Минкомсвязи (совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт развития Интернета») было поручено представить предложения по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и по исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.
На основе проработки ведомствами проблем, обозначенных по итогам форума, подготовлено поручение президента РФ. По сведениям Минкомсвязи, по состоянию на июль 2016 года услуги в электронном виде регулярно получают почти 30 миллионов россиян. За шесть месяцев 2016 года граждане заказали более 130 миллионов таких услуг. Услуги оказываются на федеральном, региональном и местном уровнях, в связи с чем правительству поручено предпринять ряд мер, необходимых для выравнивания качества оказываемых услуг и оптимизации ресурсов, необходимых для их предоставления.
В соответствии с поручением, правительству нужно будет внести в законодательство изменения, предусматривающие формирование государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг, а также получение результата предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя при однократном посещении им органа или организации и вне зависимости от адреса его регистрации по месту жительства.
По сути, это означает переход к так называемой реестровой модели предоставления услуг в стране. Основным источником данных о правах граждан будут государственные базы, а не справки, выданные на основе сведений в этих базах. То есть юридическую значимость будут иметь записи в ведомственных учетных системах, а документы на руках будут носить справочный характер.
Заинтересованные органы власти и иные организации с согласия заявителя должны будут получать необходимые сведения из юридически достоверных источников – ведомственных баз данных, а не требовать предоставления справок и выписок у граждан.
Поручением предлагается законодательно определить в качестве государственной и муниципальной функции органов и организаций деятельность по формированию Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), а также установить ответственность за исполнение указанной функции.
Сегодня качество размещенной в реестре информации (а соответственно, и информации, размещаемой на едином портале государственных услуг) оставляет жалеть лучшего. О существующих проблемах в этой части говорит проведенный Минэкономразвития России мониторинг качества информации о порядке предоставления услуг на ЕПГУ и ее соответствия административным регламентам и другим нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления услуги.
Перечисленные в поручении президента изменения в законодательство необходимо внести до 1 февраля 2017 года.
В связи с переходом к реестровой модели оказания услуг правительству поручено провести ряд дополнительных мероприятий.
Во-первых, необходимо утвердить единые требования к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме.
Электронные заявки на получение государственных и муниципальных услуг, которые направляют граждане в органы власти, попадают, как правило, в ведомственную информационную систему или на электронный почтовый ящик. Однако зачастую ведомственные инструкции и регламенты не содержат чётких указаний, каким образом поступать с электронными заявками, какие сведения получать самостоятельно, какие документы просить предоставить заявителя.
На сегодняшний день, когда электронная заявка приходит в ведомство (если это не запрос выписки из базы данных), она зачастую длительное время рассматривается сотрудниками, либо не рассматривается вовсе.
Единые требования призваны улучшить ситуацию, определив порядок регистрации обращений, взаимодействие с порталами государственных услуг, и регламентировать иные действия при рассмотрении электронных заявок.
Во-вторых, для исключения дублирования расходов при предоставлении электронных услуг правительство должно будет утвердить перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг.
Каждая услуга из этого перечня будет приведена к единому общероссийскому стандарту, а на ЕПГУ будет размещена единая форма заявки на получение госуслуги. Формы заявок на региональных порталах услуг должны быть закрыты. Именно таким образом была успешно решена, например, задача единой электронной записи в детские дошкольные учреждения.
В-третьих, правительству потребуется устранить ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме. Реализация этого поручения должна привести к тому, что нормативно будет установлена возможность предъявления электронных документов, полученных в органах власти, в иные организации (например, нотариальные конторы или коммерческие организации). С учетом того, что юридическая значимость переносится с выдаваемых документов на записи в ведомственных учётах, целесообразно решать эту задачу, обеспечив онлайн-доступ к информации в этих учётах (по решению пользователей) для тех организаций, куда гражданин обращается.
Руководитель подгруппы «Интернет+суверенитет» рабочей группы по использованию информационно-коммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере Илья Массух заявил D-Russia.ru, что президент «последовательно добивается качества государственных услуг для граждан». Важным пунктом поручений Массух считает концентрацию госуслуг на одном сайте: «Мировая тенденция в том и состоит, чтобы не плодить сайты, где гражданам предоставляются госуслуги» («…исключение дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети Интернет», сказано в поручениях. – ред.). Он отметил также, что «поручения президента – результат предложений, подготовленных рабочей группой», и что исполнение поручений позволит стране восстановить положение в международном рейтинге развития электронного правительства.
Подробнее на D-russia.ru
← назад