14 августа 2015, 12:26

Институт виртуального голосования - эксперименты России

Новости
Не секрет, что в настоящее время все активнее развиваются дистанционные и шире – электронно-интерактивные - методы оценки общественного мнения. Люди массово оценивают товары и услуги в интернете, осуществляют процедуры, связанные с оформлением документов посредством портала госуслуг, а также поддерживают те или иные законодательные предложения на сайте Российской общественной инициативы. Вместе с тем, остается еще один немаловажный аспект формирования так называемого «электронного правительства» - речь идет о формах внедрения в избирательную практику дистанционного голосования по Интернету. Тема довольно важная и злободневная, особенно учитывая повсеместный прогресс информационных технологий, потому и о механизмах, плюсах и минусах этой системы стоит поговорить поподробнее.

 

Следует отметить, что впервые, голосование по Интернету с использованием специальных компакт-дисков было проведено в России в 2009 году в качестве эксперимента в 5 субъектах Федерации - это был Ханты-Мансийский автономном округ, Владимирская, Волгоградская, Вологодская и Томская области. Схема интернет-выборов включала в себя шесть этапов, основными из которых были стадии верификации личности гражданина на существующем УИКе, получении им специального компакт-диска, а затем ряда этапов по вводу данных на домашнем ПК с последующим подтверждением личности избирателя посредством личной цифровой подписи. Необходимо указать на тот факт, что онлайн-выборы особого распространения в России не получили – гораздо активнее используются комплексы автоматизированной обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), а также комплексы электронного голосования (КЭГи). Однако к вопросу о перспективах использования систем интернет-выборов в России мы еще вернемся, а сейчас имеет смысл посмотреть как обстоят с этим дела в других странах.

Так, к примеру, в Германии правительство рассматривает возможность в будущем проводить всеобщее голосование через Интернет. Услуги, которые предоставляет Сеть для облегчения участия граждан в политической жизни страны, предоставят возможность участия в волеизъявлении людям с ограниченными физическими возможностями, а также тем, кто много путешествует или чья работа связана с постоянными разъездами.

На самом деле практически все развитие страны в той или иной мере применяют системы онлайн-голосования – такого рода практики есть в США, Нидерландах, Великобритании и даже Сингапуре. Вопрос лишь в том, насколько масштабно используется дистанционное голосование и играет ли оно существенную роль на общенациональном уровне. В Штатах есть, к примеру, специальное ведомство, которое так и называется – Федеральная программа содействия голосованию, которое занимается тем, что обеспечивает дистанционное волеизъявление американских граждан, которые находятся за рубежом, и ориентировано в основном на представителей Вооруженных Сил. При этом, сами американцы, и телеканал CNN, в частности, пишут о том, что активнее всего программы интернет-голосования внедряет Эстония.

Дело в том, что в Эстонии онлайновая система для голосования стала возможной благодаря внедрению электронных идентификационных карт, которые с 2002 года обязательны для всех граждан старше 15 лет. Выборы парламента Эстонии в марте 2007 года в настоящее время являются наиболее значительным прецедентом применения технологии интернет-голосования. Возможностью проголосовать с помощью Интернета воспользовались 30275 эстонцев, что составило более 3% всех избирателей. Тут следует сказать пару слов о возможностях именно Эстонии – крошечные размеры страны и население в 1,3 миллиона человек, то есть, примерно как средний российский город-миллионник, дают возможность осуществлять онлайн-голосование синхронно и с существенно меньшими затратами на инфраструктуру, нежели к примеру в России или даже США.

Если говорить о позитивных моментах, связанных с интернет-голосованием в целом, то, безусловно, это качественное повышение мобильности избирателя. Отпадает при этом необходимость и в предварительном голосовании, которое практикуется, к примеру, в труднодоступных районах, куда заранее, зачастую за месяцы, высылаются команды избиркомов, и люди голосуют в специальных опечатанных конвертах, которые потом раскрываются в день официального голосования. Не будет нужды и голосовать досрочно, тем же судовым командам или людям, которые работают на предприятиях непрерывного цикла, достаточно будет просто выйти в интернет и, воспользовавшись индивидуальным идентификатором, проголосовать. Причем, наверняка, проголосовать можно будет и со смартфона, благо разработчики подготовят весьма оперативно мобильные клиенты под разные платформы.

Однако в таком удобстве и мобильности кроется и оборотная сторона онлайн-голосования – слабая пока защищенность каналов связи и возможность злоумышленников влиять если не на итоги волеизъявления, то как минимум на стабильность работы сетевой инфраструктуры. Достаточно привести в пример федеральные выборы 2003 2004 годов, когда на Интернет-портал ГАС«Выборы» было совершено 1800 электронных атак, в том числе 20% – из-за рубежа. Да что там ГАС «Выборы» - в Соединенных Штатах, при независимой оценке правительственной системы онлайн-голосования SERVE, отмечалось, что при голосовании через Сеть «чересчур много возможностей вмешиваться в процесс честного голосования, причем такими способами, которые потенциально невозможно выявить… Подобные манипуляции способны изменить результаты выборов, особенно в условиях острой конкуренции и примерно равных шансов кандидатов на победу».

Тем не менее, голосование через интернет имеет существенный плюс – оно позволяет включить в орбиту электорального процесса широкие слои молодежи, снижает уровень их предубежденности против выборов как таковых. Это же отмечает и член ЦИК Денис Паньшин, который в ходе профильного совещания заявил: «Молодежная электоральная концепция Центризбиркома направлена на то, чтобы максимально задействовать потенциал молодых россиян в избирательном процессе и открыть для них новые возможности для участия в построении своего будущего и будущего страны».

Ну а пока по стране постепенно идет автоматизация участковых избирательных комиссий при помощи КОИБов, стоит напомнить, что первый и пока единственный эксперимент с интернет-голосованием в России был почти 7 лет назад, когда 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области избирали депутатов областного Законодательного Собрания.

Проблемы при внедрении повсеместного онлайн-голосования конечно также существенны. Наверняка должен быть некий механизм оффлайн подтверждения. Непонятно как обеспечивать переток данных и откуда брать деньги на гигантскую инфраструктуру по их хранению и обработке, ведь если голосовать будут на общенациональных выборах, то ответственность ИТ-службы ЦИК и в целом избирательной системы страны повысится в разы. Есть проблемы и с внедрением повсеместного использования электронной подписи. Вот только течение прогресса остановить нельзя, технологии будут все активнее и настойчивее стучаться в дверь, и важность онлайн-голосования станет уже через несколько лет осознаваться обществом как необходимость и способ привлечения дополнительных избирателей к выборному процессу. А значит готовить соответствующую инфраструктуру и кадры надо уже сейчас.

Источник: Politrussia.com

назад