Илья Массух об "электронном правительстве"
НовостиОтдельные исполнители под отдельные проекты — источник «чудес»
Президент Фонда информационной демократии Илья Массух уверен, что принцип «семи нянек» не годится ни для создания «электронного правительства», ни для присмотра за ним.
«Электронное правительство» в России стало реальностью. Является ли этот проект успешным? Конечно, да. Именно благодаря ему наши граждане получили возможность электронно взаимодействовать с государством. И это касается всех в нашей стране: и граждан, которые стали получать паспорта без очередей, и бизнесменов, которые стали сдавать отчётность электронно, и ГИБДДшников, которым с появлением камер видеофиксации запретили пользоваться «феном» для замера скорости. Мы к этому уже как-то привыкли, а ведь случилось всё это «счастье» совсем недавно — процесс начался с плана, утвержденного бывшим тогда главой правительства Владимиром Путиным в 2009 году. В начале 2010 года появился Федеральный портал государственных услуг. В 2011 заработала Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), тогда же появились единые требования к интернет-сайтам органов власти. И стоит отметить, что именно результаты реализации плана стали, в том числе, основой для государственной программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».
Как не потерять достигнутое
Но, к сожалению, электронное правительство — это не Великая китайская стена — построили и тысячу лет будет стоять. Это система, за которой надо постоянно следить, чтобы она не стала разваливаться. Вот, например, я сказал, что «электронное правительство» дает возможность получать загранпаспорта без головной боли. Да, до 2012 года давало, а теперь нет: сейчас в Москве очереди в ФМС люди занимают с пяти утра. И это результат безалаберного отношения к «электронному правительству» со стороны новых кураторов. Просто теперь эта электронная госуслуга не поддерживает функцию записи посетителя на определенное время. В результате вы, конечно, запишитесь на посещение ФМС, но очередь вам заниматься все равно придется.
Конкурс среди энтузиастов или команда профессионалов?
Есть разные пути при решении таких масштабных проектов, как построение «электронного правительства» в большой стране. Можно выбрать одну сильную команду профессионалов, которая будет искать пути для претворения в жизнь поставленных задач. Другой путь — это организация конкурсов для выбора конкретного исполнителя под выполнение текущих задач.
Ответ на этот вопрос лежит в простом слове «ответственность». Вот у нас в России нередко как бывает? За спутники одно ведомство отвечает, а как спутник в океане, — так сразу разборки: то один виноват, то другой, то комплектующие не те… А головное ведомство при этом в стороне.
За реализацию электронного правительства в Минкомсвязи с 2010 года до 2012 года отвечал я. И, может быть, красивее было собрать 35 команд, каждой поручить по задачке, еще в каждом из 83 регионов найти исполнителей и попробовать, чтобы это всё взлетело. Но так не бывает. Распространено мнение, что если у тебя есть все детали, например, от BMW, специалисты по сборке BMW и деньги, то тебе соберут именно BMW. В нашей стране даже с машинами это не выходит, а в сфере ИКТ и подавно — собирают BMW, а по факту выходит трактор. Или самолет. Или кофеварка. Кто знает? В этом плане отдельные исполнители под отдельные проекты — неисчерпаемый источник чудес (весьма недешевых, заметьте).
Поэтому без единых командных «мозгов», объединяющих проекты в одну масштабную задачу, — тоже никуда. Поэтому отдать «электронное правительство» через мифические конкурсы снова так называемым интеграторам или неизвестно еще кому в отрасли — значило бы снова ничего не сделать, особенно после того, как ранее восемь лет «Электронную Россию» «пилили» без всякого результата. Нет, мы выбрали единственного исполнителя по инфраструктуре «электронного правительства», и уже ему поручили нанимать интеграторов, когда своего опыта не хватало. Результат налицо — сработало.
Что предстоит сделать
«Электронное правительство» — шутка технологическая в своей основе. А технологии не стоят на месте, и законодательству всегда приходится их догонять. На данном этапе большинство основополагающих для этой работы документов утверждено, и главный вопрос стоит, на мой взгляд, в их неукоснительном соблюдении. В то же время можно было бы подумать над действующими целевыми показателями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, часть из которых подсчитать довольно сложно, а часть не гармонизирована с показателями ключевых международных рейтингов.
И главное — сейчас надо распространять это электронное правительство до каждого человека, в регионы и муниципалитеты, чтобы электронная, если можно так выразиться, жизнь человека не зависела от места его нахождения.
Нужно ли убеждать население, что перевод деятельности правительства на рельсы информатизации позволит гражданам получать государственные услуги более эффективно и своевременно? На мой взгляд, лучше заняться не убеждением людей, а совершенствованием механизма. Во-первых, уже выросло поколение, которое в этом и убеждать не нужно. Эти люди не знают жизни без компьютера, смартфона и электронных платежей. А во-вторых, обещаниям давно никто не верит. Убеждай-не убеждай, а если добиться эффективных электронных госуслуг в реальности, тогда и недовольных не будет.
«Электронное правительство» — не самоцель, а упрощение взаимоотношений власти и народа. Все перспективы лежат в плоскости этого самого упрощения. Исполнение принятых законов, формирование и оказание тех услуг, которые действительно нужны, а не тех, которые можно оказать — вот правильный путь. Технические же перспективы — это реализация единых принципов, ну и, конечно, упрощение и еще раз упрощение!
Источник: Digit.ru
← назад